Инвестирование в недвижимость перестало быть «простой темой»

Владислав Луцков,

Заместитель генерального директора Est-a-Tet.

Участвовал в разработке проектов жилой и коммерческой недвижимости общей площадью более 20 млн кв. м. Управлял инвестиционными и консалтинговыми проектами в Москве, Московской области, регионах России, Казахстане и Украине. Работал с проектировщиками, в том числе с иностранными (Нидерланды, Германия, Великобритания, Бельгия, Италия), по вопросам разработки архитектурных и градостроительных концепций, а также проектов планировки территории. В 2007 году признан одним из наиболее влиятельных экспертов на рынке недвижимости РФ Ассоциацией строителей России и включение в тройку наиболее влиятельных ньюсмейкеров.

Для первичного рынка жилья инвесторы всегда были самой активной прослойкой покупателей, по поведению которой можно было в первую очередь понять, насколько будет востребован потребителями проект. Сейчас доля профессиональных инвесторов сократилась почти на 30%, а непрофессиональных – в 1,5-2 раза. Давайте разберемся, как инвесторы переживают кризис и какой стратегии придерживаются.

Сейчас все инвесторы делятся на два типа – это обычные люди, которые имеют свободные средства и хотят диверсифицировать свои накопления, при этом они не ориентируются на четкие сроки входа и выхода из проекта и определенную норму доходности. Зачастую квартира покупается «про запас» для себя, подрастающих детей или пожилых родителей, а пока она, например, сдается в аренду. Так вот эта категория инвесторов сократилась в 1,5-2 раза из-за снижения платежеспособности населения. Небольшой всплеск активности со стороны таких «стихийных» инвесторов можно ожидать в конце июля-августе, когда завершится срок полугодовых банковских депозитов, сделанных на фоне валютных колебаний конца прошлого года, и люди захотят переложить деньги в недвижимость. Вторая категория – это профессиональные инвесторы, для которых инвестиционный бизнес – это основной источник дохода. Их число уменьшилось примерно на 30%. Инвестиционная активность «теплится» фактически только на первичном рынке, вторичная недвижимость пребывает в «глухом» затишье, сделки происходят только с объектами с большими дисконтами.

1.    Вдумчивый подход

Инвестирование сейчас перестало быть «простой темой», когда можно было инвестировать практически в любой проект и гарантировано получить 15-20% годовых за счет роста стадии строительной готовности, не вкладываясь при этом в ремонт объекта. Однако сейчас на нестабильном рынке и с неопределенностью его дальнейшего развития можно даже «уйти в минус», неправильно подобрав объект инвестирования.

2.    Предельная готовность

Профессиональные и даже «стихийные» инвесторы сейчас как никогда пристально следят за рынком: ждут новых перспективных проектов, знают и присматриваются к площадкам в разработке. Заходить в проект инвесторы стремятся на самом первоначальном этапе, лучше всего на стадии предварительных продаж, поэтому и отслеживают так внимательно новые объекты. Даже непрофессиональные инвесторы, которые приобретают объекты уже после официального открытия продаж, за пару первых недель реализации успевают захватить самые выгодные цены.

3.    Отсутствие однозначного рецепта

Сейчас у инвесторов нет какой-то единой беспроигрышной стратегии, когда и в какой проект надо безоговорочно инвестировать. Люди колеблются, вкладываться сейчас или подождать, в зарубежную или российскую недвижимость. Инвесторы стали больше задумываться, как извлечь из проекта дополнительную капитализацию, учитывая, что цены сейчас в большей степени стагнируют. В частности, многие инвесторы снова рассматривают для себя арендный бизнес. Процент доходности этого бизнеса сейчас, конечно, «просел» до 4-5% годовых, тогда как в прошлом году в среднем составлял 6-7% годовых. Конечно, такая доходность не может конкурировать даже с банковскими депозитам, зато это хороший способ «переждать» кризис.

4.    Борьба бюджетов и функциональных планировок

Все без исключения покупатели и инвесторы сейчас ориентируются на полную стоимость объекта, никакой даже самой привлекательной средней ценой людей не привлечь. Застройщики, ориентируясь на это, сокращают бюджеты за счет оптимизации планировочных решений и площадей квартир. Это не значит, что снова наберут популярность студии площадью 23-29 кв. м. У инвесторов прагматичный подход: их интересуют квартиры разной комнатности, в том числе и многокомнатные, где каждый квадратный метр имеет свой функционал. Поэтому застройщики при проектировании заранее рассматривают варианты расстановки мебели в квартире с обеспечением проходов к ней, а ненужные квадратные метры после этого отсекаются.

 

Источник: TheEstate.ru

Интересные материалы